"Цветные резиночки" (Комбинированные упражнения по мелкой моторике и зрительной гимнастике для детей с нарушением зрения)

Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарование детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

Развитие мелкой мускулатуры рук является важной задачей для развития ребёнка в целом. То есть является прекрасным стимулом для речевого и умственного развития, развивает координацию движений, улучшает внимание и память, помогает выработать терпение и усидчивость

При нарушениях зрения у детей наблюдаются отклонения в физическом развитии, снижается двигательная активность, дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев. Наблюдается задержка развития тактильной чувствительности и моторики рук.

Поэтому дети с нарушением зрения нуждаются в развитии мелкой моторики, так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсируют недостаточность зрения. Стоит также упомянуть и о том, что координация рук находится в тесной взаимосвязи с развитием умственных способностей ребёнка.

В связи с этим, в нашем детском саду для детей с нарушением зрения уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. На специальных коррекционных занятиях учителя-дефектолога и учителя-логопеда, а также воспитателями в группах проводится много упражнений, нацеленных на развитие осязания и мелкой моторики, такие как:

  • шнуровка;

  • нанизывание колец, бус;

  • игры с прищепками;

  • мозаика;

  • игры с конструкторами;

  • перебирание круп, семян и мелких предметов;

  • игры со счётными палочками;

  • плетение кос;

  • обрывная аппликация;

  • лепка;

  • застегивание и расстегивание пуговиц.

Для более старшего возраста, используются всевозможные упражнения с элементами письма, такие как:

  • штриховка в разных направлениях;

  • обводки по трафарету;

  • раскрашивание;

  • прописи и другие.

Детям с нарушениями зрения необходимо уделять большое внимание развитию мелкой моторики и сочетать его с решением других задач коррекционно-педагогической работы. Для этого педагогические методики должны быть универсальны. В работе с детьми данной категории следует вести поиск таких форм обучения, в которых одновременно реализуются два направления:
1. развитие ребёнка;
2. восстановление и компенсация нарушенных функций.

Мы предлагаем комбинированные упражнения по мелкой моторике и зрительной гимнастике с цветными резиночками, которые влияют на зрение ребёнка и включают в себя одновременно решение таких вопросов как:

  • развитие точности движений пальцев;

  • формирование координированных движений пальцев под визуальным контролем и без него;

  • развитие ориентации на руках;

  • развитие осязательного восприятия;

  • развитие зрительных функций (главным образом аккомодации);

  • развитие подвижности глаз и фиксации;

  • развитие зрительного восприятия (восприятие объектов при разной удалённости, прослеживание за действиями руки и др.);

  • развитие зрительного внимания и зрительной памяти;

  • развитие речи.

Учебный материал:

Учебным материалом для проведения упражнений служат разные размеры рук: маленькая «скульптурная», средняя и большая «плоскостная», а также рука ребёнка и рука педагога. Это даёт возможность увеличивать расстояние фокусировки для детей с косоглазием и амблиопией от одного метра до шести. Разноцветные резиночки, которые дети нанизывают на пальцы, разноцветные магниты.

Подготовительный этап:

Цель этого этапа ознакомить детей с учебным материалом, местом и вариантами выполнения упражнений, обучить одеванию резиночек на каждый палец, названию пальцев, подготовить детей к усвоению определённых правил, по которым следует действовать. Эти правила связаны с выполнением задания по показу, по схематическому рисунку, по словесной инструкции, с помощью комбинированной информации.

Подготовительный этап может быть организован в любой зоне помещения группы или кабинета дефектолога. Дети могут находиться, как за рабочими местами (столами) расположенными в несколько рядов, так и за столами, расставленными различным образом (в линию, полукругом, п-образно). Важно, чтобы образец с цветными резиночками располагался в зоне комфортного видения: недалеко, при нормальном освещении, чтобы дети без лишних затрат правильно понимали пространственное расположение руки и считывали с неё информацию.

Игровой этап:

Игровые упражнения проходят в группе, в кабинете дефектолога, используются на различных викторинах, соревнованиях и физкультминутках.

Во всех упражнениях представлено надевание ребёнком резиночек на свои руки по какому-либо образцу или определённым правилам. Главная особенность этих упражнений заключается в том, чтобы образец для выполнения задания был удалён от ребёнка на некоторое расстояние. Только в этом случае может быть обеспечена зрительная гимнастика глаза, когда фокусировка изменяется с близкого расстояния вдаль и обратно несколько раз подряд. Такое чередование улучшает процесс аккомодации, уменьшает время переаккомодации. В тоже время, следует помнить, что расположение образца вдали должно обеспечивать его хорошее видение (т.е. образец должен быть соответствующего размера и контраста, чтобы ребёнок с нарушением зрения видел его не на пределе своих возможностей).